Град обреченных В любом жанре всегда существуют исключения, которые одним своим существованием раздвигают границы своего жанра, являя миру новое, неповторимое и ― по сути ― уникальное произведение. Возьмём, к примеру, фантастику. Жанр, казалось бы, весьма детерминированный, в котором всегда присутствует набор неких обязательных элементов, который так или иначе позволяет нам идентифицировать любое фантастическое произведение именно как фантастику, а не как драму, повседневность или какое-нибудь там фэнтази. Нет, конечно, бывает смешение жанров, и это нормально, но, как бы там ни было, один какой-нибудь жанр непременно должен доминировать... Должен ли?.. Разбирая классиков мировой фантастики, мы так или иначе столкнемся с романами братьев Стругацких, которые являются больше, чем фантастикой ― это произведения, расширяющие границы сознания и уводящие читателя в такие мыслимые и немыслимые дебри фантазий, мечтаний и рассуждений, что обычной фантастикой эти произведения уже сложно назвать. И, подобному тому, как романы Стругацких трудно причислить к какому-либо конкретному жанру, именно так трудно определим жанр аниме «Технолайз» ― это фантастическая альтернативная реальность невозможного (хотелось бы на это надеяться) Будущего. Сериал содержит 22 эпизода, которые могут либо понравиться с первой серии, либо так же с первой серии будут раздражать до самого конца. Однако сразу оговорюсь, что если уж решились посмотреть этот сериал, не лишним будет просмотреть его раза два как минимум. Говорят, от ненависти до любви ― один шаг. Я не знаю, как в мире людей, но с этим сериалом лично у меня получилось именно так: первый раз я его не смотрела, а буквально мучила себя просмотром. Мучила скорее всего потому, что сериал попался мне «не в то время и не в том месте». Отсмотрев , я довольно быстро его забыла, как кошмарный сон, но потом ― почему-то ― спустя год я решила его пересмотреть ― я вдруг поняла, что совершенно ошиблась в этом произведении. Мало того, что его надо смотреть очень внимательно, его желательно именно что пересматривать, потому что, зная, чем всё закончится, на некоторые эпизоды начинаешь смотреть совершенно другими глазами. Но это всё, конечно, лирика. Вернемся к самому тайтлу. С главным героем Ичисе мы знакомимся буквально с первых кадров и довольно быстро понимаем, что он никакой ни герой, тем более главный. Главным персонажем здесь выступает, пожалуй, сам город Люкс ― подземный город, куда сослали всех неугодных и преступников из Верхнего Мира. Из мира, в котором попытались, насколько я поняла, построить Идеальное Будущее... Раскрывать все сюжетные линии мне не хочется, ибо история интересна своим развитием. Наблюдая эту историю, невольно погружаешься в атмосферу депрессивной безысходности бессмысленного существования. Сам город, казалось бы, вопиет к искусственному небу, который по команде то включают, то выключают машины. Город вынужден жить по своим законам. Вернее, это даже не законы ― это так называемые «понятия». Вместо власти ― Орган, во главе которого стоит Каэго Ониси, личность сильная и выдающаяся. Орган ― настоящая мафия, и, как настоящая мафия, она столь чётко организована и структурирована, что основная её задача сводится к поддержанию последних остатков порядка в городе, который не знает иных законов существования, кроме как законов диких улиц. Население этого города пытается вести обычную жизнь, какую вели когда-то на поверхности их предки, но слишком тяжело искусственное небо, слишком невыносима атмосфера города, обреченного на вечное умирание. Молодежь, чтобы хоть как-то развлечь себя, сбивается в шумные банды, существующие только ради того, чтобы не откалываться от стайки себе подобных. Но мы видим, что у них нет никакого будущего ― они либо будут добывать лафию в шахтах, либо будут и дальше продолжать беспредельничать, шныряя по улицам. Но самый главный признак социального расслоения в Люксе ― это возможность обеспечить себя технолизированными органами. Та самая лафия ― цветок, способствующий приживаемости искусственных органов. Технолизированные протезы стоят очень дорого, но в городе, в котором тебе в любой момент могут оторвать руку или ногу просто потому, что ты кому-то не тому случайно (или нарочно) перешел дорогу, они всегда очень актуальны. И тем удивительнее, что в этом странном городе существуют люди, которые существуют просто потому, что им нравится существовать и заниматься любимым делом. Например, такие, как доктор, которая подобрала Ичисе и вылечила его. Странная женщина, пожалевшая мальчика, но сердце которого ей так и не удалось тронуть хоть чуть-чуть... Женщин в этом аниме вообще-то очень мало, да и играют они в основном второстепенные роли. Исключение составляет лишь девочка Ран, продающая белые цветы и умеющая предсказывать будущее. Маленькая девочка в маске лисицы, умеющая разговаривать с городом. Её роль в этом аниме довольно значительна, хотя часто сама она остается немым созерцателем уличных сцен. Горожане слушают её и защищают, хотя, казалось бы, ребёнку не место среди уличных бандитов, из которых этот город и состоит. И тем удивительнее смотрится маленькое крохотное создание на фоне воинствующих группировок, периодически пытающихся бороться за власть. Однако вся история начинается с появления такого загадочного персонажа, как Ёсии ― странного мужчины, захотевшего устроить в городе «праздник». Он спускался в город четыре дня, и топот его ботинок по железным ступеням звучал для всего города зловещим предзнаменованием. Одно то, что человек с поверхности захотел спуститься вниз и посмотреть на Люкс, наводит нас на мысль, что жизнь наверху не так уж и благополучна. Да и в целом непонятно, где она осталась ― эта нормальная жизнь, в поисках которой находится вот уже не одно поколение Человечества. Построив рай на земле, люди забыли сами себя, забыли о своем предназначении, полностью оказавшись во власти иллюзий. И только последние остатки разума, да еще, пожалуй, любопытства, заставили Ёсии спуститься вниз и взбудоражить устоявшийся тухлый мирок Люкса. Впрочем, он оказался не единственным, кто жаждал перехода жителей Люкс на качественно новый уровень. И потому так интересно было наблюдать за явлением, по силе сравнимым с революцией, которое освободило жителей города ― в итоге освободило даже от бренности жизни. Чем хорош персонаж Ичисе, так это тем, что этот человек на самом деле ничего не хочет. Он живет, но вряд ли он сам догадывается, зачем. Впрочем, это и не жизнь вовсе, а всего лишь выживание. Имея некоторый багаж воспоминаний из прошлого, он пытается уцепиться за них как за последний способ самоидентификации. В противном случае он подобен бешеному цепному псу, который готов драться просто так, просто ради самой драки, лишь бы не думать о том, что происходит с ним здесь и сейчас. Его жизнь круто изменилась, но изменилась ли она по сути, когда ему всего лишь повезло не умереть? Что он получил вместе с новыми конечностями? Доктору даже пришлось пойти на хитрость, чтобы он принял великодушный подарок уставшей от одиночества женщины. Но стал ли он другим, обретя новую жизнь? Вопрос стоит скорее даже в другой плоскости: а возможна ли эта, альтернативная жизнь в Люксе? Не смотря на техногенные пейзажи, сложно сказать, есть ли в этом городе настоящее производство. Если жизнь в нем когда-нибудь и была, то в аниме нам показывают лишь последние её остатки. Вот чего в аниме на самом деле нет, так это человеколюбия. Даже в проявлении заботы героев друг о друге не видно доброты. Есть некий набор условностей, который выполняется на взаимовыгодных или не очень взаимовыгодных условиях. Но в целом в этом аниме нет ничего «человеческого». Видимо, именно поэтому у некоторых после просмотра этого действительно странного сериала начинается депрессия: впечатлиться гнетущей атмосферой, подкрепленной концовкой, очень легко ― если действительно очень внимательно вглядываться, всматриваться и вслушиваться. Кстати, что касается вслушиваться. Атмосфера сериала потеряла бы половину своего нуарного обаяния без потрясающего саундтрека, который настолько полно довершает картину, что мне лично даже сложно представить, насколько авторам музыки, в частности Урате Кейси, пришлось проникнуться атмосферой сериала, чтобы написать столь восхитительные треки. Восхитительные, причем, не только в рамках сериала ― ОСТ легко прослушивается самостоятельно. Поскольку один из жанров данного аниме ― это киберпанк, то следует заметить, что и нарисована история в соответствующем духе. Подземный мир трущоб, разруха и канализации, склады и заброшенные ангары, пустая электричка и совершенно высушенный надземный мир ― вот основное место действия. При анализе рисовки сложно сказать, что нарисовано всё это красиво, это эстетика со знаком минус. Но всё-таки сравню с тем, что было уже ранее создано. Так, Мамору Осии рисовал красивый мусор в своем GitS'e, поэтому и это аниме я лично считаю очень красивым. Ведь красота графики ― это удачно нарисованный кадр, удачно расположенные объекты, удачно вырисованные позы героев. Т.е. анимация в сериале на высоте ― и с точки зрения статики, и с точки зрения динамики. Итак, что мы имеем в итоге? 22 серии, из которых в первой практически ничего не говорится, а голос главного героя мы слышим лишь где-то в 5-ой или 6-ой серии. Несколько историй сумасшествия по разным причинам. Очередные попытки игры в бога ― игры на разных уровнях. От восстановления человека практически с нуля до нахождения той самой опорной точки, которая «перевернет Землю». В данном случае пусть не Землю, пусть только город Люкс, но встряхнет, взбудоражит так, что в стороне не останется никто. И над всем этим мы имеем кучу моральных проблем, которые герои решают или отказываются решать. Вся грязь ― и в прямом, и в переносном смыслах ― в этом аниме из киберпанка. И в этой грязи самая главная проблема ― это проблема существования с искусственным органом, который становится настоящей обузой для своего хозяина и который надо постоянно поддерживать в хорошем состоянии. В этом аниме ― пожалуй, единственном в мире ― вы не услышите восторгов по поводу технолизации, даже не смотря на то, что подобные технологии сейчас находятся в зачаточном состоянии. Ониси, сильный и могущественный, оказался колоссом на глиняных ногах. Не знаю, нарочно или случайно, но авторы создали метафору, показывающую, насколько тяжело приходится расплачиваться за собственное безрассудство, пытаясь приблизиться к совершенству истинному или мнимому. И по-настоящему интересный вопрос, это насколько человек приблизится к совершенству, обретя искусственные органы вне медицинской необходимости? Думаю, что частично сериал дал на него ответ: авторы сделали предположение, что нужно всё-таки дорожить своей естественной жизнью. Плохое радио не улавливает чистый сигнал, а выдает его с помехами. Именно так слышится голос Люкса его жителям, которые слишком долго были ведомыми, чтобы идти самостоятельно. Порой они напоминают стадо, управляемое псами. Не всегда бешеными, но всё-таки псами, которые даже если и знают законы цивилизованного существования, но они не могут их применить в столь примитивной системе. Наблюдая за их жизнью, не замечаешь, как сердце окутывает тьма. Эта тьма не глухая, она подкреплена звуками музыки, не дарящей ни радости, ни веселья. Хотя унылым это зрелище не назовешь, оно может по-настоящему захватить всё внимание. Но радости, доброй и светлой радости это аниме зрителю не приносит. И тем не менее, вряд ли вы найдёте что-то подобное не только среди других аниме ― среди в принципе других произведений. Один из признаков шедевра ― это его неоднозначность. Когда смотришь полноценную картину, завершенную в каждой отдельной детали, не можешь не оценить её совершенство. Я лично считаю, что мы знакомимся с произведениями искусства не для того, чтобы себя развлечь ― это ещё один способ познания мира. Шедевры создаются только и исключительно носителями некоей идеологии ― людьми, не просто имеющими свои собственные интересные мысли, но и способные их передать окружающим ― как минимум тем, кто способен услышать. Голос разума кажется тонким и слабым в нашем безумном мире, голосящем тупостью, ханжеством и невежеством. И тем ценнее голоса, подобные скорбному гласу этой весьма неоднозначной истории. Вкрадчивый голос никогда не будет заставлять тебя задумываться, но сильное слово способно расцвести великолепным букетом размышлений, даже если оно произнесено шёпотом ― для него достаточно попасть в подходящую питательную среду. Так что если вам нравится неоднозначность романов Стругацких, думаю, вы сумеете оценить и депрессивный размах этой истории. Не ищите любви с первого взгляда, но, как следует распробовав, вы уже никогда не сможете забыть её горький вкус ― этот вкус в любом случае не оставит вас равнодушным.
5 ноября 2008, в редакции 31 июля 2019
|
Мэтры • Светопись • Мыслеблудие • ПРОКИНО • AMV • Архив X-files
Литерография • Худразбор • Мандалы • Промптзона • Демиург
2016-2023 © Таэма Дрейден, НеРеалии