Прометей Prometheus (2012)
Честно сказать, до сих пор не понимаю, что же меня толкнуло на просмотр этого фильма. И не сказать, чтобы это было просто желание сходить в кино. Почитала описания, посмотрела авторский состав — режиссёр, сценарист, актёры... Поизучала историю создания фильма... Да, наверное, мне очень хотелось, чтобы это кино мне понравилось. Но я не увидела в нем того, что на самом деле ожидала. После просмотра осталось стойкое впечатление сожаления, что не увидела того, чего очень хотелось. Хотя сейчас уже сложно сказать, наверное, чего же мне хотелось увидеть в этой истории на самом деле. Авторы сделали то, что сделали. И всё, что нам сейчас остаётся, это обсудить то, что есть. Начну с хорошего. В этом фильме есть Атмосфера. Есть очень хорошая графика и есть натуральные съемки с футуристическими декорациями в павильоне. Есть интересные инопланетяшки. Есть красивый космический корабль «Прометей». Есть интересная далёкая планета — реально интересная, с этой странной пирамидой, в которой столько всего непонятного. Есть очень добротные мрачные виды. Музыка временами тоже была очень даже ничего... То есть, скажу короче — изначально были заданы очень неплохие условия. Так называемая «вселенная», антураж — всё вполне достойно, чтобы вырисовать нам что-нибудь супер-пупер-эдакое космическо-небывалое. Нас погружают в этот мир с первых кадров не спеша, неторопливо, чтобы мы привыкли к этим мрачным темно-серым тонам. И даже инопланетянина нам показывают с серой кожей и абсолютно черными непроницаемыми глазами. В общем, красиво всё начинается. Но с первых же кадров выползают и отрицательные стороны фильма. И, к моему величайшему сожалению, сценарий развивается по принципу «чем дальше в лес, тем ну его нафик». В этой рецензии я не стану обсуждать актерскую игру. В американских фильмах уже давно не обращаешь внимание на то, как актёры играют. Конкуренция там серьёзная, и актёрская школа у них очень хорошая, что тоже способствует поддержанию некоей общей планки всеми и вся. Поэтому у меня лично нет претензий к актёрской игре. Актёры сыграли то, что им написали. И все мои претензии будут исключительно к авторам фильма, к создателям этой истории. Ибо то, что они создали, меня повергает в глубочайшее уныние. Начнём с учёных. То, какими показывают здесь учёных, какими словами всё говорится, говорит нам сразу и в лоб: господа, это никакая не научная фантастика (да и с фантастикой тут всё сложно, по мне так это просто фэнтази). Правы те, кого смущают плавающие в воде ДНК (надеюсь, никому не надо объяснять, что водород и кислород, из которых состоит вода, также довольно часто встречаются в органическом мире, поэтому пусть молекула ДНК в микромире действительно гигантского размера, это не значит, что молекулы воды по сравнению с ней несопоставимо малы. Они малы, но не настолько, чтобы показывали нам такое). Так что в самом начале фильма зрителям сразу дают такой нехилый намёк: ребятки, расслабьтесь, сейчас будет сказка. Так оно и выходит в итоге. И с какого перепою придумали показывать учёных как неких сорвиголов, которые суют свой нос во всё что можно и что нельзя? Разве настоящий учёный не будет пользоваться логикой и мерами предосторожности?.. Так что в середине фильма, когда «Прометей» прилетел к загадочной планете и вся команда оказалась разбужена, довольно быстро выясняется, что из всей научной части команды единственный настоящий естествоиспытатель — это киборг, а все остальные — так, просто биологический мусор. И сразу же встаёт ещё один вопрос: если земная цивилизация способна создавать таких хороших киборгов, то зачем было вообще отправлять туда живых людей? Людей отправляют только тогда, когда им нет замены. Но в фильме нам реально показывают существо искусственного происхождения, которое не просто может заменить человека в первопроходческой миссии, но и прекрасно это делает. Не говоря уже о способности к быстрому самообучению, благодаря чему киборг в фильме довольно быстро разобрался с управлением инопланетным кораблём... Ну, это я так, забегаю вперёд. Ибо подобных несостыковок в этом фильме не много, а очень много. Очень часто хотелось приложить руку к лицу. Очень часто сцены вызывали откровенное недоумение. Причем, заметьте, речь идёт не о неприятии идеи зарождения жизни путём привнесения её из других миров, с этим как раз никаких проблем нет — кто сказал, что это действительно невозможно? Не смотря на довольно высокий уровень развития современной науки, мы всё равно с трудом представляем себе, откуда появилась жизнь на нашей земле. Кто-то считает, что она возникла сама из коацерватных капель, кто-то считает, что жизнь на нашу планету привнесли искусственно. Я не являюсь сторонником какой-то одной конкретной теории, мне нравятся все версии, если они логичны. Человечество не знает собственного прошлого. То, что мы пытаемся изучить по обломкам древних камней и окаменелостей — это довольно скользкий путь, преисполненный ошибок и заблуждений, не всегда причем намеренных. Так что я не стану спорить с изначально заданной теорией. Я допускаю, что жизнь на нашей планете могла зародиться при посторонней помощи неких Создателей (пусть они условно будут называться также, как в фильме). Так же я не отвергаю идею присутствия высокоразвитой цивилизации в прошлом, про которую нам сегодня косвенно известно лишь, как о неких богах из мифов и легенд. Сказать, что древние люди всё это просто выдумали, мне лично сложно, поскольку вообще-то человеческая фантазия скудна и лишь единицы способны на действительно стоящие выдумки. К тому же, мне сложно представить, что какой-то выдумщик настолько пользовался авторитетом, что большинство, вместо того, чтобы отринуть эти выдумки, как неприемлемые, решило сохранить их в веках, передавая из уст в уста, как народные предания. Посмотрите на наше современное общество, с каким трудом в нем приживаются новые идеи и новые истории. Это в природе людей: не верить небылицам. Так что идея присутствия Создателей среди наших предков не такая уж и бредовая. Всяко могло быть. Тут я вынуждена опять вернуться к тому, с чего начала: изначально заданные условия были очень хорошие. Можно было развернуться, размахнуться, нарисовать каких-нибудь новых красивых легенд... Опять же, хороший рассказчик напридумывает таких небылиц, что ему можно будет невольно поверить, ибо человеческому разуму свойственно фантазировать... Но... увы, этого не случилось... Я читала про этот фильм, что Ридли Скотт специально не взял на этот фильм сценариста, который писал сценарий к фильму «Чужой» — типа, хотелось сделать самостоятельную историю. Но, видимо, всё дело испортила концовка, благодаря которой этот фильм совсем уж самостоятельной историей не стал, а превратился в настоящий приквел. Причем, думаю, что авторам также не хотелось забывать, что они снимают фильм ужасов. Умный фильм ужасов с умными учёными снять сложно. Герои обязательно должны попасть в какую-нибудь передрягу, истошно вопить и в результате трагически погибнуть, иначе это никакой не фильм ужасов. Видимо, всё дело в этом. Не захотели ограничиваться триллером. А одно из главных отличий фильма ужасов от триллера — это желание авторов вызвать у зрителей страх при просмотре. Чтобы вздрогнули. Испугались. Причем, испугались чего-то, что совершенно непонятно и неизведанно — неизвестность всегда вызывает самый сильный страх. И страх этот должен быть низменный, первобытный. Как боятся чего-то, что почему-то причиняет угрозу жизни и при этом тебе некогда разобраться, что это такое и как с этим бороться — надо просто убегать, побыстрее и подальше. Поэтому учёные в фильме такие, какие есть. Поэтому в этом фильме так много непонятной (и даже какой-то беспричинной) агрессии. Это касается не только инопланетных тварей, которые помимо убийственной агрессивности страдают также убийственным стремлением к размножению, но также и членов команды «Прометея». Уж не знаю, как подбирали этих людей — в смысле, по фильму, каковы были критерии отбора (скорее всего, привлекали всего лишь огромными деньгами), но средний психологический портрет членов команды оставляет желать лучшего. Единственные, кто действительно порадовал, это капитан и его помощники на мостике — вот их реально было жалко... Хорошие были люди... Ну а остальные... увы и ах... Что касается самого фильма, то действие разворачивается очень медленно. Длительное вступление. И пока команда не вышла из анабиоза, фильм вообще казался тягомотным. Впрочем, когда команда очнулась, веселее не стало. У современных сценаристов очень большие проблемы с пониманием, что есть высший разум и высокоразвитые цивилизации. Отсюда все эти проблемы с недосказанностью, с невыразительностью, с трудностями восприятия идей. Мне кажется, что пока создавали для этого фильма антураж, в него просто забыли вложить идею. Поскольку я не верю в агрессивность ради агрессивности и мой разум уверяет меня, что у всего есть причина, мне кажется, что это и есть главное противоречие фильма: высокоразвитая цивилизация и низшие поведенческие модели, по-моему, несовместимы. Это касается и этих серых инопланетяшек, и наших однопланетников тоже... Думаю, если Ридли Скотт не хотел снимать настоящий приквел «Чужих», ему надо было смелее упирать на идеи. Если же всё-таки это приквел для фильма ужасов, то что же... команда сделала всё, что должна была сделать. Но это не значит, что результат должен быть непременно великолепен для зрителя. Возможно, авторы довольны тем, что они сделали. А вот у людей с развитым интеллектом этот фильм стойко вызывает боль в области головного мозга, отвечающем за логику. И это не проблема авторов, это проблема людей с интеллектом — нечего на всякую хрень время тратить, лучше бы делом занялись. Я понимаю, что есть истории, которые изначально, сознательно заточены на бред. Но когда история претендует на серьёзность, хотелось бы видеть в ней философско-нравственную подоплеку. Или я слишком много ждала от этого фильма? И авторы не рассчитывали ни на что больше, кроме как на средненький боевичок с закосом на ужасы? Возможно, я переоценила претензии авторов, и они просто старательно красиво нарисовали для себя вселенную, в которой развернули ту историю, какую хотели — не более и не менее. И все мои высказывания конечно же всего лишь частное мнение отдельного зрителя, который расстраивается из-за того, что ищет за деревьями лес, которого там нет. Как говорится, не нравится — не смотри. Только вот деньги за билет немого жалко, к счастью, потратилась не сильно. Так что могу только сказать, что фильм оставил после себя странные впечатления. Не скрываю, ожидала большего. И что меня заставило пойти в кино именно на этот фильм, когда можно было посмотреть что-нибудь другое, до сих пор не понимаю. Наверное, это мне был знак свыше посмотреть уже наконец всех этих «Чужих» нормально, целиком, а не урывками, как это почему-то случалось до сих пор. К тому же, в конце фильма нам показывают такую трогательную сцену, что невольно ловишь себя на мысли, что каким бы бредом ни казался этот фильм, продолжение всё-таки хочется увидеть. Ибо хочется надеяться и верить, что авторы поработают над ошибками, наконец-то поставят правильные вопросы и дадут нам на них интересные ответы. Ведь Ридли Скотт фильмы-то вообще-то снимать умеет... Может быть, ему просто пора уже на пенсию?..
p.s. Как можно было бы исправить фильм Для всех непонятных сцен пустить закадровый текст (хороший приём, почему в Голливуде им постоянно пренебрегают?). Подобрать команду, в которой десять роботов и три человека. Вспомнить про здравый смысл и закон Ломоносова-Лавуазье.
p.p.s. Данная рецензия не распространяется на режиссёрскую версию.
18 июня 2012 г., в редакции 2016 г. Впервые опубликовано на kinokritik.narod.ru
|
Мэтры • Светопись • Мыслеблудие • Аниме • AMV • Архив X-files
Литерография • Худразбор • Мандалы • Промптзона • Демиург
•
2016-2023 © Таэма Дрейден, НеРеалии