Что ты видишь?.. В основу сценария фильма «Человек-мотылек» положена книга Джона А. Кила, которая так и называется: «The Mothman Prophecies», что в переводе примерно означает как «Пророчества человека-мотылька». В книге автор описывает собственное репортерское исследование, которое он проводил в 60-е годы ХХ века в местечке Пойнт-Плезант (Point Pleasant), что находится в штате Западная Вирджиния, на берегу реки Огайо. Поэтому и в фильме действие разворачивается там же. Ричард Гир в этом фильме играет роль удачливого репортера «Вашингтон-Пост», который после смерти жены, сам того не заметив, ввязался в расследование вещей крайне таинственных, мистических и порой неприятных до жути. Не удивительно, что главный слоган фильма «Что ты видишь?» (What Do You See?), потому что в ситуациях, подобной той, в которой оказался герой Гира, видимому дают какое угодно объяснение, но только не самое очевидное. Впрочем, трудно обвинять героев этой истории в том, что они не смогли расшифровать все эти загадочные события. Потому что история на самом деле жуткая. Не страшная, совсем нет, а именно жуткая. Потому что нам даже не показали главное действующее лицо (того самого Человека-Мотылька) как следует, по большому счёту, его существование так и остаётся загадкой для зрителя. Всё, что мы имеем — только слова очевидцев, какие-то шизофреничные рисунки, наброски карандашом и пролитыми чернилами… Признаюсь, что, насмотревшись «Секретных материалов», я и здесь ждала далеко идущих выводов по поводу некоторых моментов, однако их не последовало, что, на самом деле, не портит картину, а, наоборот, добавляет истории реалистичности, ведь нам не только не говорят «да» («да, он существует!»), «нет» ведь нам тоже не говорят. А это, в свою очередь, оставляет еще более глубокий след в душе, большей частью неприятный, потому как всё может быть — может быть, эта загадочная тварь действительно существует... Ведь, как говорится, если вы параноик, то это не значит, что за вами не следят. Очень люблю, когда только в конце фильма понимаешь, в чём дело, и здесь как раз тот самый случай. Хотя само расследование происходило как-то вяленько, в каком-то смысле история разворачивается даже несколько тягомотно — поговорили сначала с тем-то, потом с тем-то, потом посмотрели на то дерево, на другое, потом кто-то подсунул дурацкий рисунок, потом ещё и белую стену кто-то краской извазюкал… И при этом -—куча пауз, заполненных многозначительным молчанием или жуткими звуками. Возможно, подобный стиль повествования выбран специально, типа, нарочно саспенса нагоняли, но в общем-то кино отснято довольно неторопливо. Да ещё и жутких звуков тут реально полно — после таких фильмов обычно потом пугаешься по ночам по тёмной квартире бродить. Тем не менее, это действительно фильм-расследование. Главный герой ищет свидетельства контактов этого странного мифического субъекта с людьми, и при этом работа его оказывается не без определённого успеха. Так что при слишком беззаботно-мелодраматическом начале фильм более-менее развивается в нечто весьма занимательное, что заставляет зрителя держаться в напряжении практически до самого конца. Поэтому если вначале мне казалось, что мотыльки сейчас будут буквально сыпаться на зрителя через экран через каждые десять кадров, то впоследствии об этом совершенно забываешь и просто смотришь кино. Фильм мне понравился. Я думала, что оно будет не очень интересным — наверное, потому что не всегда Ричард Гир — свидетельство хорошей кинокартины, а тут совсем другое дело. Правда, всё-таки глаза у этого актёра непроницаемые. И когда смотришь в эти глаза, кажется, что он сам какой-то «не от мира сего», есть в его глазах что-то демоническое, что при просмотре наталкивало на определенные мысли, правда, когда увлекаешься сюжетом, то на это уже тоже внимание не обращаешь. Как ни странно, но этот фильм всё-таки тоже занял свою особую, историческую нишу, заняв место на особой полочке в сердцах кинофанатов. Так как отснято всё-таки хорошо, да и актёры подобраны отлично, этот фильм вошёл в когорту тех, которые ты непременно будешь рекомендовать к просмотру всем любителям чего-нибудь поинтересней мелодрам. Спецэффекты замечательные, причём, все к месту. Музыка тоже подобрана очень гармонично. Если говорить о технической составляющей, то этот фильм отснят именно так, как и должен был быть отснят фильм категории «А», т.е. хорошее, добротное голливудское Кино. Тем более и тема такая неоднозначная, конец ведь нам фактически предлагают открытый, а это уже признак, что авторы ориентировались на зрителя выше среднего. Я люблю всякую мистическую хрень, и даже канал Рен-ТВ могу иногда посмотреть в целях каких-нибудь забавных баек про инопланетян в Древнем Риме. Но до этого фильма о подобном феномене никогда не слышала, хотя в Сети, как я это уже выяснила после просмотра, есть много любителей человеков-мотыльков. Но так как я ещё и большой фанат Даны Скалли, скажу, что при всей моей любви к мистической бредятине я уже и сама заметила, что люди любят объяснять всё непонятное самыми невероятными версиями, хотя на самом деле иногда странные огоньки в небе — это просто самолёт, заходящий на посадку в низкой облачности. К тому же, я не верю, что всё предопределено, хотя бывает, что определённые события являются триггерами последующей цепи событий, которые, подобно домино, провоцируют одно другое, и кажется, что всё это неминуемый заговор Вселенной против тебя. При этом я и не отрицаю, что мало что знаю про эту Вселенную, и, возможно, где-то рядом с нами есть что-то, нами пока непознанное (потому что, например, оно не хочет, чтобы мы его познавали), и, как я уже упоминала в одной из предыдущих рецензий, если мы чего-то не знаем, это не значит, что этого не существует. Наш мир гораздо сложнее, чем нам это кажется (и чем нам это хочется), поэтому лучше всегда и во всём оставаться немного скептиком. Одно точно могу сказать: люди всегда во все времена хотели знать если не будущее, то хотя бы более-менее надёжную информацию про будущий день, ведь в основе этого любопытства кроется тайный страх, что как бы этот день не оказался последним. Ведь жить-то на самом деле очень интересно. Собственно говоря, вот об этом и кино...
22 апреля 2002, в редакции 2018 Впервые опубликовано на kinokritik.narod.ru
|
Мэтры • Светопись • Мыслеблудие • Аниме • AMV • Архив X-files
Литерография • Худразбор • Мандалы • Промптзона • Демиург
•
2016-2023 © Таэма Дрейден, НеРеалии