Пусть совесть не мешает мыслить ясно, А. и Б. Стругацкие, «Обитаемый остров» Наше новое русское кино приучило меня, что ничего хорошего от него ждать не стоит. А уж от экранизации классиков советской фантастики ― тем более. Так что, садясь за просмотр этого фильма, я была настроена крайне скептически. Не скажу, что ожидала именно подвоха, но доверия особого не было. К счастью, всё оказалось не так уж и плохо. Я слишком люблю фантастику. И очень люблю книги Стругацких. Слышала, что Борису Стругацкому этот фильм понравился (Аркадий его уже, к сожалению, посмотреть не успел). А если он понравился автору, то какие у меня могут быть претензии к сюжету? У меня возможны претензии только к тому, как этот сюжет нам преподнесли ― то бишь музыка, актерская игра, постановка сцен, графика (коей тут немало), костюмы, антураж и прочая фигня. Очень многие посчитали этот фильм затянутым. Мне лично так не показалось, напротив, считаю, что атмосфера книг Стругацких передана очень хорошо. Это же ведь не просто фантастика типа Ханлайна или Гамильтона. Это совершенно особый род фантастики, которую можно назвать «социальной» (хотя можно и не называть, ярлыки тут не особо уместны). Радует, что историю не стали комкать, поэтому два фильма на один роман ― это нормально. Историю вообще можно было бы растянуть на сериал, но не дорос еще отечественный синематограф до российских «стартреков» (увы и ах). Что касается изобразительной части. Порадовало, откровенно порадовало, что в главных ролях ― неизвестные лица, хотя знаменитостей здесь хватает. Оставлю в стороне мое личное восприятие данных актеров, скажу только, что за весь фильм для меня была неприятной игра только двух человек: интонации голоса бабушки Максима мне показались до жути неестественными, да прокурор в исполнении режиссера фильма выглядел не очень убедительно. Очень интересной показалась роль Сергея Гармаша, а Гошу Куценко я даже не сразу узнала. В целом все герои смотрелись очень гармонично в таких непривычных для российского зрителя фантастических ролях. Тем не менее, самобытным фильм не получился. Еще в рекламном ролике мне почудились образы «Пятого элемента», «Эквилибриума», «Метрополиса» и кое-каких других фантастических фильмов, и при просмотре эти впечатления только усилились. Сейчас сложно сказать, возможно ли было избежать этих сравнений или нет (кто знает, что творится в голове режиссера, кроме самого режиссера?), с другой стороны, в каждой новой фантастической вселенной хочется увидеть что-то доселе невиданное. Не могу сказать, насколько атмосфера фильма приближена к происходящему в книге (я её до сих пор не прочитала), однако элементы, кажущиеся заимствованными (не знаю, специально или нарочно), фильм не красят. Вот музыку из фильма я совсем не помню, забыла её буквально сразу после просмотра. Тут, кстати, стоит отметить, что звук в отечественных фильмах (что в российских, что в советских) никогда не был сильной стороной, всегда он перекошен не туда, куда надо — голоса могут быть еле слышны, а вот музыка орёт как бешеная. К сожалению, в этом фильме эта негативная традиция сохранена. Но, как бы там ни было, ругать этот фильм не буду, тем более что для Фёдора Бондарчука он до сих пор остаётся одним из самых лучших в его карьере. К тому же, мне хочется, чтобы фантастики снимали побольше (и нормальной фантастики, а не про гопников из Чертаново). Отсутствие хороших научно-фантастических фильмов является для общества дурным признаком, ибо это свидетельство отсутствия перспектив развития. Не верю, что большинство довольствуется верой в чудо и сказками про очередные «золотые яйца» и всяких-разных «золушек». Но выбор у российского зрителя небольшой: либо бандиты, либо сказки, либо совсем уж пьяное быдло, на фоне которого западный трешак про трансформеров кажется чуть ли не артхаусом. Не удивительно, что многие предпочитают последнее, ибо первое и второе уже надоело «по самое не-хочу». Поэтому мне лично нравится, что у нас есть довольно неплохой отечественный научно-фантастический фильм, в котором довольно остро поднимаются социальные темы, близкие современному российскому обществу, актуальные сейчас, пожалуй, как никогда. Главное, чтобы не стали носиться с этим фильмом как с писаной торбой, а продолжали снимать и дальше. Одного такого фильма мало (ну да, их теперь два, но это всё равно не те цифры, к которым можно серьезно относиться). Да, Стругацкие ― не самая простая литература для экранизации, и меня лично радует тот факт, что Федор Бондарчук позволил себе замахнуться на такое произведение. Но есть авторы и попроще, и мне бы очень хотелось, чтобы российский кинематограф наконец-то вынырнул из выгребной ямы низкопробных запросов самой неразвитой части нашего общества и наконец-то стал снимать фильмы для людей. Ведь могут же, когда захотят.
25 января 2009, в редакции 2018 Впервые опубликовано на kinokritik.narod.ru
|
Мэтры • Светопись • Мыслеблудие • Аниме • AMV • Архив X-files
Литерография • Худразбор • Мандалы • Промптзона • Демиург
•
2016-2023 © Таэма Дрейден, НеРеалии