Я посмотрела этот фильм за компанию, нарочно смотреть не хотелось. Но... в общем, так получилось, что я посмотрела это кино до конца. И знаете что самое забавное? Я не разочаровалась, что провела у экрана практически два часа. Фильм получился неоднозначный. Самый главный вопрос — про что это всё? Было такое явление в СССР в пятидесятых годах ХХ века, когда «золотая молодежь» хиляла по Броду, слушала джаз и преклонялась перед всем американским. Сии неформальные элементы назывались «стилягами» и всячески порицались «правильным советским» обществом (в иностранном переводе фильм называют «hipsters», но хипстеры — явление уже XXI века, для России есть разница между хипстерами и стилягами, это не одно и то же). Хотя что в СССР того времени знали о США того времени? Да практически ничего, кроме того, что это были времена расцвета рок-н-ролла. Элвис Пресли уже начал петь свои знаменитые песни и ставить на голове не менее знаменитый кок, а в это время в советском обществе не принято было выделяться из толпы, необходимо было следовать линии партии и ни в коем случае не интересоваться современными проявлениями американской культуры. Холодная война — дело нешуточное. Но вернемся к самому фильму. Прежде всего следует сказать, что ни в коем случае не следует воспринимать этот фильм как стопроцентное отображение истинного положения дел, происходящих в то время в СССР. Во-первых, как в любом порядочном мюзикле, здесь много поют. Тексты песен слушать обязательно, так как в них многое говорится о происходящих событиях вкупе с происходящим на экране. Во-вторых, явное упрощение и усреднение внешнего вида всех героев не-стиляг, как мне кажется, сделано нарочно, ради такой вот чрезмерной гиперболы, созданной только лишь для того, чтобы подчеркнуть весь спектр блеска юных стиляг. Надеюсь, авторы думали точно так же, потому что неправильно говорить, что все обычные люди в то время ходили столь серо и убого. Если мы возьмем фильмы за тот период времени, то увидим много ярких и симпатичных девчонок. К тому же затем последовали 60-е, когда советские девушки и бабетки делали, и губы красили, и тонкие чулочки носили. Девушки всё равно умели одеваться, и не все были такими простоватыми деревенщинами с косичками, какие показаны в фильме. Возможно, что не все в такие попугаичьи раскраски рядились, но всё-таки такой повальной жуткой убогости, как показана в фильме, в городе, особенно в столице, не было (это я ещё и по рассказам родственников знаю, которые стилягами не были, но и синими чулками тоже не ходили). Сюжет фильма в целом незамысловат. Неформалы никогда не пользовались популярностью (можно подумать, сейчас с ними дела обстоят гораздо лучше — сарказм). Единственное отличие — сейчас больше не свободы, а именно разнузданности. Свобод, конечно, тоже поприбавилось (правда, похоже, это ненадолго), и яркие прикиды можно вполне легально купить в магазине, однако сексуальная революция свершилась и общество получило то, что оно так хотело: свободно петь американские песни и думать всё, что хочешь (это пока, к счастью, еще не запретили). Самое главное в этом фильме — это символизм, который раскрывается для нас в каждой песне и в каждом образе. Юные комсомольцы похожи на отряд юных фашистов, а яркие стиляги с модными хаерами — вестники свободы и интеллектуального просвещения. Даже английский знать модно. Но всё это лишь одна сторона медали. Самое главное -— это стремление быть таким, какой ты есть, вот это действительно ценная идея фильма. Быть не лучше и не хуже, а просто быть самим собой. Многим ли из нас удается следовать этому принципу даже сейчас, во времена, казалось бы, тотального разгула стилей и субкультур? Внешняя форма — это всего лишь скорлупа, но оболочка будет пуста без содержания. Было ли такое содержание у стиляг? Я думаю, что не у всех, но всё-таки было. Ведь они не просто хотели быть яркими и красивыми, они жили мечтой, что существует мир, где не надо ходить строем и жить с чемоданом у порога. Даже если мечта их оказалась всего лишь яркой выдумкой — это не важно. Важно, что они создали яркий мир прежде всего в своих сердцах. И жили им, по-настоящему радуясь жизни. Однако не могу не сказать про отрицательные стороны этого фильма. Во-первых, звук. Всё-таки, наблюдается очень большой дисбаланс в громкости между музыкой и диалогами. Во-вторых тоже звук. То есть песни. Я поражаюсь, как в музыкальном фильме у нас умудряются завалить песни. Не все, конечно, но разрешать безголосым девушкам изображать певиц — это выше моего понимания. И больше всего не понравилось, что умудрились завалить песни группы «Браво» — ну очень сильно не дотянули до оригинала. Всё остальное нареканий особых не вызывает. Особенно если считать этот фильм одной сплошной аллегорией. Получилось ярко, красиво, забавно, интересно. Сказка со смыслом. Про любовь, конечно, которой и отличаются взрослые сказки от детских. Так что если хотите приятно провести вечер за просмотром милого музыкального фильма — можно сказать, что «Стиляги» в данном случае будет прекрасным выбором. Даже не смотря на все те минусы, что я упомянула выше. Тем более что для современного российского кино этот фильм — редкий случай, когда смотреть всё-таки можно.
24 февраля 2009, в редакции 2018 Впервые опубликовано на kinokritik.narod.ru
|
Мэтры • Светопись • Мыслеблудие • Аниме • AMV • Архив X-files
Литерография • Худразбор • Мандалы • Промптзона • Демиург
•
2016-2023 © Таэма Дрейден, НеРеалии