Кино уже давно из искусства превратилось в одну из отраслей потребительской индустрии. Фильмы рассматриваются как товар, который непременно должен именно покупаться — не важно, где и как. Главное, чтобы зритель ещё и сопутствующие товары приобретал в виде газировки и попкорна. Как довесок в виде килограмма тараканов к килограмму колбасы в старом советском анекдоте. И тем удивительнее было обнаружить в горе киношного мусора неожиданно настоящее Кино. Не знаю как другие, но этот фильм я ждала ровно с той самой минуты, как про него узнала — ждала, потому что абсолютно уверена: мне ещё долго не удастся увидеть чего-либо подобного. Если, конечно, режиссёрский дебют Дункана Джонса окажется его первой и последней кино-удачей. Для этого фильма складывается удивительная ситуация. Если бы это был не единственный научно-фантастический фильм на экранах нынешних кинотеатров, то можно было бы придраться к куче мелочей, которые авторы по тем или иным причинам не учли — как, например, не всегда удачно обошлись с лунной гравитацией. Однако, на безрыбье, как говорится, и рак рыба. Поэтому этому фильму прощаешь всё: и девственно чистый лунный ландшафт, на котором герой всякий раз оказывается первопроходцем, и неестественно большую Землю над горизонтом, и неожиданную благосклонность Герти, с самого начала производящего подозрительное впечатление, ну и ещё кое-что по мелочи. Самое главное-то тут в другом. Нам предлагают историю про космос, но это не зрелищные стрелялки-погонялки со стрельбой из цветных лазеров и шумных взрывов в безвоздушном пространстве. Здесь на первом месте — чувства и эмоции человека, в прямом и переносном смысле запертого на Луне на долгих три года. Не скажу, что развязка фильма открылась мне в самом конце, однако я не считаю, что фильм от этого проигрывает. Космос сейчас далёк от человечества как никогда. Мы уже не верим в мечты о солнечных городах на орбитах. Мечты о полёте к Марсу больше похожи на бред сумасшедшего, нежели на какие-то реальные проекты (даже не смотря на все кажущиеся подготовки). На Земле сейчас слишком много проблем, которые надо решать здесь и сейчас. Грубо говоря, не до космоса сейчас населению нашей маленькой голубой планетки... А жаль. Жаль, что люди перестали мечтать. Жаль, что с лёгкостью покупаются на дешёвый космический треш, с удовольствием лопая попкорн под глупые истории про придурковатых инопланетян (да и тех историй раз два и обчёлся). Эпоха научной фантастики как будто бы закончилась, а вместе с ней — и стремление к саморазвитию у большинства жителей нашей планеты. Именно поэтому этот фильм — невероятно глубокий по смыслу, умный, интеллектуальный — показывали в маленьких кинозальчиках на нешироких экранах, превращая всякий сеанс в очередной «закрытый» показ не для всех. Меня поразила публика, собиравшаяся на эти сеансы. Эта публика заставляет верить, что всё-таки тотального оболванивания пока что ещё не произошло. И что особенно интересно: в маленьких зальчиках практически всегда не было свободного места. Но я не знаю, смог бы этот фильм собрать большой зал. Честно сказать, сомневаюсь... Но всё-таки нет худа без добра. Малый бюджет фильма позволил доказать, что деньги при создании кино играют далеко не такую уж важную роль, как это пытаются нам преподнести СМИ. Не смотря ни на что, мы видим классические интерьеры космической станции, заставляющие приятно окунуться в воспоминания о фильмах, являющихся классикой мировой научной фантастики. Этот фильм наглядно демонстрирует, не ниже какого уровня должно быть настоящее научно-фантастическое кино. Ведь научная фантастика это не только нереальный для современного человека антураж историй, это прежде всего философские проблемы, встающие перед человеком, оказывающемся в новых для себя условиях — условиях, в которых он либо выживет, либо к которым приспособится, но которые никогда не подчинит себе. В крайнем случае сможет оказаться немым свидетелем, в ещё более крайнем — отступит назад перед неизвестной стихией. В любом случае, это борьба — внутренняя и внешняя. Нам никогда не понять того, что испытывают космонавты, астронавты и прочие исследователи неизвестного — до тех пор, пока мы не окажемся на их месте. Но это не значит, что мы не можем хоть чуть-чуть приблизится к пониманию проблем, стоящих перед этими мужественными людьми. Именно этого мы и хотим от научной фантастики — я лично хочу, если уж не обобщать. Почувствовать и прочувствовать неизведанные миры. Оказаться в нестандартной ситуации. Увидеть историю, которая не смогла бы случиться в нашем с вами обычном мире. Но при этом это не должна быть глупая сказка, хотелось бы окунуться в мир пусть и фантастический, но максимально приближенный к реальности — насколько это возможно. Именно это можно получить от этого фильма: космическая станция, добыча гелия-3, аморальное решение проблемы, стоящей перед Lunar Industries — всё это кажется более чем реальным. Фильму веришь, даже не смотря на то, что этого пока не может быть как минимум в ближайшие лет сто. Как всегда, отдельное слово скажу о музыке. Так получилось, что с ОСТом я ознакомилась ровно за сутки до посещения кинотеатра. Клинт Мансел написал потрясающий ОСТ. Если увижу диск в продаже, обязательно куплю. В трейлере фильма можно услышать заглавную композицию альбома «Welcome To Lunar Industries». Сама музыка переносит нас в sci-fi'ную атмосферу, погружая в состояние мелодичной заторможенности в наблюдении за происходящим на экране. Я считаю, что музыка является одной из лучших составляющих этой ленты — наравне с сюжетом, исполнением и игрой актёров. Впрочем, для меня это тот редкий случай, когда хочется приобрести лицензионный диск с фильмом. Рекомендую смотреть его в оригинальном звуке — как это делали в кинотеатрах, показывая с субтитрами. Озвучка убьёт половину впечатления (я уже видела русский трейлер, но даже в таком мини-варианте это не идёт ни в какое сравнение с оригиналом). Сколь эмоциональна игра Сэма Рокуэлла, ровно столь же хладнокровна игра его визави — Кэвина Спейси, чьим прекрасным голосом разговаривает мило-странный робот Герти. Это надо слышать, это надо видеть... Если действительно хочется увидеть добротный космический sci-fi. В любом случае, этот фильм стоит явно особняком в череде фильмов, проходящих в последние несколько лет на экранах наших кинотеатров. И я очень рада, что наконец-то его посмотрела.
22 сентября 2009, в редакции 2016 Впервые опубликовано на kinokritik.narod.ru
|
Мэтры • Светопись • Мыслеблудие • Аниме • AMV • Архив X-files
Литерография • Худразбор • Мандалы • Промптзона • Демиург
•
2016-2023 © Таэма Дрейден, НеРеалии