Альбер Камю. Иной взгляд на жизнь
Выписка из СЭС, 1987 г.
Записные книжки: избранное
В Марселе, счастье и грусть - я на пределе.
Любимый мною живой город. Но в то же время - горечь
одиночества
*
8 сентября. Марсель, гостиничный номер. Обои -
желтые цветы на сером фоне. География грязных пятен. Загаженные, закопченные
углы позади огромного радиатора. Кровать с сеткой, разбитый выключатель... Та
свобода, которую чувствуешь при виде чего-то сомнительного и подозрительного.
*
Долгий заход ослепительного утра. Цветущие
олеандры в Монако и Генуе. Синие вечера на лигурийском
побережье. Моя усталость и подступающие к горлу слезы.
Одиночество и жажда любить. Наконец Пиза, живая, строгая, ее
зелено-желтые дворцы, ее купола и дивные берега сурового
Арно. Сколько благородства в этом отказе распахнуть свою
душу. Город стыдливый и чувствительный. На безлюдных ночных
улицах он совсем рядом со мной - и, гуляя один, я даю
наконец волю слезам. Какая-то незаживающая рана в моей душе
начинает зарубцовываться.
*
Как чудесно, когда не нужно говорить о себе.
*
Невинность существа есть полная
приспособленность к миру, в котором он живет... (там же - )
Невинен тот, кто ничего не стремится доказать.
*
Потребность в счастье и его непрерывный поиск.
Нет нужды изгонять меланхолию, но есть необходимость изжить
в себе пристрастие к трудному и роковому. Радоваться общению
с друзьями, пребывать в согласии с миром и добиваться
счастья, следуя путем, который, впрочем, ведет к смерти.
*
Страдание оттого, что не все общее, и
несчастье от того, что все общее.
*
Единственное возможное в наше время братство,
единственное, какое нам предлагают и позволяют, - это
гнусное и сомнительное братство перед лицом смерти.
*
Искушение, одолевающее все умы: цинизм.
*
Удивительно, как тщеславен человек, который
хочет внушить себе и другим, что он стремится к истине, меж
тем как он жаждет любви.
*
Лишить человека надежды - значит свести мысль
к телу. А телу суждено сгнить.
*
На двери записка: «Входите. Я повесился».
Входят - так и есть. (Он говорит «я», но его «я» уже не
существует).
*
Ср. Стюарт Милль: Лучше быть недовольным
Сократом, чем довольной свиньей.
*
На пляже человек, раскинувший руки, -
распятый на солнце.
*
Бодлер: «В Декларации прав человека забыты
два права: право противоречить себе и право уходить из
жизни». То же: «Бывают такие сильные соблазны, которые
поневоле превращаются в добродетели».
*
Одни созданы для того, чтобы любить, другие -
для того, чтобы жить.
*
Выражение, процитированное Грином в его
«Дневнике»: «Не надо бояться смерти - слишком много чести
для нее».
*
На заре нового времени: «Свершилось!» Ладно,
тогда начинаем жить.
*
Политики не сознают, насколько равенство
враждебно свободе. В Греции были свободные люди, потому что
были рабы.
*
Воля - тоже одиночество.
*
«Жить и умирать перед зеркалом», -сказал
Бодлер. Все как-то забывают о том, что и «умирать». Жить
перед зеркалом готов каждый. А самое трудное - стать
хозяином собственной смерти.
*
Отчего лицо его, напоминающее о стольких
страданиях, все-таки кажется мне счастливым?
*
Вот вопрос: любите ли вы идеи - всей душой,
всем существом? Может ли идея лишить вас сна? Чувствуете ли
вы, что готовы отдать за нее жизнь? Сколько мыслителей
отступились бы!
*
Ницше, внешняя сторона жизни которого была
более чем однообразна, доказывает, что мысль, работающая в
одиночестве, сама по себе страшное приключение.
*
Я не могу жить без красоты. И этим
объясняется моя слабость в отношении некоторых людей.
*
Красота - вечность, длящаяся мгновение.
*
Недоразумение. Женщина после смерти мужа: «Как я
люблю его!»
*
Жить страстями может только тот, кто подчинил
их себе.
*
Вечное Возвращение предполагает примирение со
страданием.
*
Жизнь полна происшествий, которые заставляют
нас с нетерпением ждать, когда мы станем старше.
*
Никто не подозревает, что некоторые люди
прилагают геркулесовы усилия, чтобы остаться просто
нормальными.
*
Главная способность человека - способность к
забвению. Но справедливости ради следует заметить, что он
забывает даже то добро, которое сам сотворил.
*
Самая большая экономия, которая возможна в
области мысли, -согласиться, что мир непознаваем, - и
заняться человеком.
*
Есть мгновение, когда юность уходит. Это
мгновение, когда мы теряем наших близких. И с этим нужно
смириться. Но это тяжело.
*
Мы пишем в минуты отчаянья. Но что такое
отчаянье?
*
Репутация. Ее создают вам посредственности, и
вы делите ее с посредственностями и негодяями.
*
Врач, враг Бога: он борется со смертью.
*
Каким человеком я стал бы, если бы не был
таким ребенком!
*
Люди всегда полагают, что самоубийцы кончают
с собой по какой-то одной причине. Но ведь можно покончить с
собой и по двум причинам.
Философия - современная форма бесстыдства.
*
Понять - значит сотворить.
*
Всякая философия -
самооправдание. Оригинальной была бы только та философия,
оправдывающая другого человека.
*
Мы созданы, чтобы жить бок о бок с другими.
Но умираем мы по-настоящему только для себя.
*
Мы любим людей не столько за добро, которое
они сделали нам, сколько за добро, которое сделали мы им.
*
Искушения, посланные Богом, всегда были для
человечества более опасны, чем те, что посланы Сатаной.
*
Радичи, полицейский, служивший в СС, которого
судят за расстрел двадцати восьми заключенных в тюрьме Санте
(он присутствовал при четырех массовых казнях), был членом
Общества охраны животных.
*
Vae mihi qui cogitae ausus sum (Горе мне,
дерзнувшему рассуждать! - лат.)
*
Истина нашего века: пройдя сквозь суровые
испытания, мы становимся лжецами.
*
Мы не происходим от обезьяны, но стремительно
превращаемся в нее.
*
Радость жизни рассеивает внимание,
рассредоточивает, останавливает всякое стремление ввысь. Но
жить без радости... Значит, выхода нет. Разве что черпать
жизнь из великой любви, не опасаясь наказания рассеяньем.
*
Мы живем по-настоящему лишь несколько часов
нашей жизни...
*
Первой должна прийти любовь, а за ней -
мораль. Обратное мучительно.
*
Нет такой вещи, которую бы мы совершали ради
одного человека (но совершали всерьез), не раня при этом
другого. А если мы не можем решиться ранить людей, мы
остаемся навеки бесплодными. В конечном счете любить одного
человека - значит убивать всех остальных.
*
Ад особая милость, которой удостаиваются те,
кто упорно ее домогались.
*
Согласно Бейлю, не следует судить о человеке
ни по тому, что он говорит, ни по тому, что он пишет. Я
добавлю: ни по тому, что он делает.
*
С плохой репутацией жить легче, чем с
хорошей, ибо хорошую репутацию тяжело блюсти, нужно все
время быть на высоте - ведь любой срыв равносилен
преступлению. При плохой репутации срывы простительны.
*
Сначала мы не любим никого. Затем любим все
человечество. Затем некоторых людей, затем единственную
женщину, затем единственного мужчину.
*
Человек - единственное животное, которое
отказывается быть таким, как оно есть.
*
Светские развлечения можно выносить только по
долгу службы.
*
Отдаваться может лишь тот, кто владеет собой.
Бывает, что отдаются, чтобы избавиться от собственного
ничтожества. Дать можно только то, что имеешь. Стать
хозяином самому себе - и лишь после этого сдаться.
*
Психология мешает поверить в доброту,
нравственность и бескорыстие. Но история мешает поверить в
зло.
*
Красота, помогающая жить, помогает также и
умирать.
*
Гийу: «В Конечном счете пишут не для того,
чтобы сказать, а для того, чтобы не сказать».
*
Друг Виве, бросивший курить, снова начал
курить, узнав о создании водородной бомбы.
*
Эдгар По и четыре условия счастья: 1) Жизнь
на свежем воздухе, 2) Сознание, что тебя любят, 3) Отказ от
всякого честолюбия, 4) Созидание.
*
У нас не хватает времени быть самими собой. У
нас хватает времени только на то, чтобы быть счастливыми.
*
Безумие - прекрасная декорация
восхитительного утра - солнце. Небо и скелеты. Музыка. Палец
по оконному стеклу.
*
Стремление всегда быть правым - признак
вульгарного ума.
*
Люди всегда предпочитают верить не человеку,
а представлению, которое о нем сложилось.
*
Психология, сводящаяся к копанию в мелочах,
ошибочна. Люди ищут себя, изучают. Чтобы понять себя, чтобы
самоутвердиться. Психология есть действие, а не самокопание.
Человек пребывает в поиске в течение всей своей жизни.
Познать себя до конца - значит умереть.
*
Цепь катастроф - его мужество - жизнь его
соткана из несчастий. Он обживает это скорбное
существование, он весь день ждет, когда же наступит вечер и
он вернется наконец домой, к своему одиночеству, недоверию,
отвращению. Его считают твердым и стойким. Если
присмотреться, дела идут как нельзя лучше. Однажды случается
пустяк: приятель невнимательно слушает его и отвечает
рассеянно. Он возвращается домой. Он кончает с собой.
Альбер Камю. Записные
книжки. Март 1951 - декабрь 1959
в библиотеке Lib.ru
Другие Мэтры
Светопись •
Мыслеблудие •
Литерография
ПРОКИНО •
Аниме •
AMV •
Архив X-files
Худразбор • Мандалы •
Промптзона
Демиург
Главная
страница
2016-2023
© Таэма Дрейден, НеРеалии